Как заставить продавца уважать ваши права

23 июня 2019 г. г. на youtube-канале Юрист Антон Долгих размещен видеоматериал «Продавец отказывается продать товар - ЧТО ДЕЛАТЬ?» Ролик по состоянию на 19.05.2020 набрал 201 480 просмотров, став одним из самых популярных в категории «защита прав потребителя». В этом обучающем видео известный юрист, директор кировской региональной общественной организации «Центр правовых экспертиз защиты прав потребителей» Антон Долгих практически показывает, как вести себя в ситуации, когда продавец отказывается продавать товар, который у него в данный момент есть в наличии, или обуславливает продажу какими-то дополнительными условиями, например требует приобрести сопутствующий товар или услугу. Умело применяя свои правовые навыки, он не только добился желаемого, но еще и сделал отличный учебный материал, способный помочь любому человеку, попавшему в подобную ситуацию.

 

Конфликт возник из-за того, что руководство торгового предприятия установило ограничение на отпуск дефицитного товара (фискального накопителя). Приоритет на его приобретение был отдан постоянным клиентам. Кстати, непонятно, по каким критериям определяется постоянный покупатель. Согласно же закону все потребители обладают равными правами и дискриминация по какому-либо признаку недопустима.

 

Антон Витальевич в этом случае рекомендует включить видеозапись или хотя бы диктофон на телефоне, чтобы зафиксировать сам отказ продавца продать вам товар, который есть в наличии, попытку навязать вам покупку дополнительной услуги или аксессуара. После того, как прозвучал отказ, заявите продавцу, что он нарушает ваши права потребителя и, если он не изменит свою позицию, вы будете вынуждены обратиться в полицию.

 

Скорее всего в этом случае продавец уступит вам. Возможно, придется поговорить с руководителем. Если этого не произошло, смело звоните в дежурную часть полиции, представьтесь и скажите, что желаете сделать заявление возбуждении дела об административном правонарушении. Можете буквально заявить так: «Я прошу возбудить дело об административном правонарушении по факту нарушения прав потребителя, который заключается с следующем». Далее коротко опишите ситуацию: место события, время, укажите, что в настоящий момент находитесь в магазине и неизвестное вам лицо (продавец) отказывается продать вам товар. Требуйте пресечь данное правонарушение. Полицейские в данном случае обязаны прибыть на место.

 

По прибытии наряда опишите суть конфликта и добивайтесь того, чтобы сотрудники полиции зафиксировали факт правонарушения. Вы можете дать свои объяснения. Но самое главное, чтобы сотрудники полиции взяли объяснения с продавца, отказавшего вам в продаже. Если продавец в своих показаниях подтверждает отказ продать товар – считайте, что дело вами выиграно и с продавца будет взыскан штраф в вашу пользу.

 

- Необходимо продемонстрировать, что вы знаете свои права и имеете решимость их защитить – тогда продавец вынужден будет иди на уступки, – Резюмирует Долгих.

 

От редактора

 Антон Витальевич доступно описал последовательность действий, которые нужно совершить в случае отказа продавца продать вам имеющийся в наличии товар. Однако хочу дополнить перечень ситуаций, в которых может возникнуть такого рода конфликт между продавцом и покупателем.

 

Отказ в продаже из-за отсутствия сдачи. Руководитель организации или другое уполномоченное лицо обязано обеспечить кассира денежными средствами для сдачи. Отсутствие сдачи является административным правонарушением со всеми вытекающими последствиями. Вы можете требовать от полиции пресечь его.

 

Различие цен на ценнике и кассе. Мы не рассматриваем ситуацию мошенничества, но иногда на витрине товар стоит с ошибочным ценником, а на кассе по штрих-коду кассир выставляет к оплате большую сумму. Если вы это обнаружили, то вправе требовать продажи товара именно по той цене, которая обозначена на ценнике. Прежде чем выдвигать претензию, обязательно зафиксируйте нарушение на фото и видео с помощью смартфона. Если у вас есть на руках чек, фиксирующий более высокую стоимость товара по сравнению с тем, что вы зафиксировали в фото/видео материале, смело вызывайте наряд полиции и требуйте пресечь административное правонарушение.

 

Отказ в обмене некачественного товара. Если вы обнаружили брак, продавец обязан немедленно обменять вам некачественный товар или вернуть деньги. Многие организации пишут уведомление о том, что в их организации товар не подлежит возврату и обмену, однако покупатели не обязаны исполнять данное требование, так как оно незаконно.

Отказ в продаже витринного образца. Нередко продавцы отказывают покупателям в предоставлении товара из-за того, что он является витринным образцом. В ст.494 ГК РФ указано, что выставление товара на прилавках является публичной офертой, следовательно весь товар подлежит продаже. Исключением является случай, когда продавец сразу проинформировал покупателей о том, что товар не подлежит продаже. Обычно это указывается на самом товаре.

 

Отказ в продаже товара со скидкой. Довольно распространена ситуация, когда вы приходите в магазин, купившись на рекламу, сулящую большую скидку, а продавец отказывается вам ее предоставить, ссылаясь на то, что со скидкой продается небольшая часть товара, которая уже закончилась. Реклама является договором публичной оферты, поэтому требуйте от продавца выполнения его условий. Если в рекламе не обозначены критерии, ограничивающие действие акции, значит предложение распространяется на весь товар, указанный в рекламе, если тот имеется в наличии. Так же, несостоятельными являются оправдания продавца, что срок действия предложения с дисконтом истек, если таковое не было указано в рекламе.

Строго по закону несговорчивого продавца можно принудить к продаже через суд, действуя по алгоритму, описанному юристом Долгих. При этом покупатель согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ также вправе потребовать возмещения убытков, понесенных из-за невозможности своевременно приобрести имевшийся в продаже товар.

 

Закон Вадим Маркович,

главный редактор

Канала «Правосудие».

Информационные ресурсы